брейк-данс зародился в США в конце 60-х годов в эпоху расцвета электронной музыки, отражавшей дух городской технократичной культуры. Уже тогда были люди, которые своеобразно двигались под музыку и вращались на земле, называя свой танец "good foot". Термины "breakdance" и "b-boy" ("break-boy") впервые ввёл некто Кул Херк из Южного Бронска, которому пришла в голову идея объединить совершенно не связанные до этого между собой виды спорта, танца и единоборств Центральной и Южной Америки, Европы и Востока: американский джаз, бразильскую борьбу капоэйру, корейское кунг-фу, акробатику и твист. В 70-80-е годы брейк-данс становится одной из составных частей хип-хоп-культуры обитателей чёрных гетто американских мегаполисов. Его популяризатором среди niggaz был легендарный Afrika Bambaata, основатель известной в те времена тусовки Zulu Nation. Именно он первый предложил нью-йоркским гопникам мочить друг друга не битами, а танцами на куске картона. Спонтанно в Южном Бронске возникали всё новые и новые брейк-команды (Rock Steady Crew, Bronx Boys, Bronx River Organization), снимались фильмы ("Warriors", "Beat Street", "Break-dance-1,2", "History of Hip-hop"). Основным центром хип-хопа в Нью-Йорке был клуб "Рокси".

В начале 80-х годов о брейк-дансе узнали в Европе, где постепенно он получил не менее широкое распространение, чем в США. В европейских странах брейку учили по телевидению, где в различных программах подробно рассказывали о том, как правильно выполнять тот или иной элемент. В некоторых продвинутых школах уроками брейк-данса даже успешно заменяли уроки физической культуры. К концу 80-х годов брейк становится самостоятельным видом искусства. Именно искусства, а не спорта, поскольку даже на престижнейших международных состязаниях по брейк-дансу судьи в первую очередь обращают внимание не на техничность исполнения трюков и элементов, а на чувство ритма танцора и его самовыражение в танце.

Сейчас брейк-данс наиболее широко распространён в США и на Востоке (Корея, Япония), меньше - в Европе. Однако именно в Европе, точнее в Германии, уже более 10-ти лет проводится крупнейший международный чемпионат планеты по брейк-дансу "The Battle of the Year" ("Битва года", сайт - www.battleoftheyear.de). Этот чемпионат очень точно передаёт дух этого танца - the battle ("сражение"), когда не в драке, а на оргалите народ выясняет, кто кого. На сегодняшний день лучшими в мире командами по брейк-дансу являются "Havikoro" (США), "Visual Shock" (Южная Корея), "Rockin'Attack" (Германия), "Team Ohh" (Япония) и "Wanted" (Франция). В Россию брейк-данс проник в начале 80-х, сперва у нас активно развивался так называемый "верхний брейк", а с начала 90-х всё большую популярность завоёвывает "нижний брейк". Признанными российскими брейк-командами считаются "Da Boogie Crew" (лидер России 1999 года) и "Top Nine" (чемпион России 2001 года, вошли в пятёрку лидеров на германском "The Battle of the Year"). Лучшими брейк-командами Санкт-Петербурга сейчас являются группы "Слайдерс" и "Реактив", в составе которых ребята от 11 до 24 лет. Обучение брейк-дансу в Санкт-Петербурге проходит в клубах "Ровесник" (ул. Котина-2), "Вега" (ул. Коммуны-32 корп.5), "Меридиан" (наб.р.Мойки-110) и в ДК им. Ленсовета.

Верхний брейк или boogie - это такой вид танца, при котором все элементы выполняются в вертикальном положении, в основном руками, и при этом руки и тело не касаются пола. Подстилями верхнего брейка являются: (1) электрик-буги (electric boogie) - пластичные движения, имитирующие электрический разряд, состоит из скольжений (glide), волн (waving), попса (pops), тикинга (ticking) и др. (2) робот (robot) - подобен электрик-буги, но пластика более механическая, имитирующая движения машины. (3) кинг-тат (king Tut) - стиль прямых углов: быстрая работа руками, которые поднимаются и сгибаются под прямым углом, словно бы подражая танцорам древнего Египта. (4) поп-локинг (pop locking) - более поздний стиль, в основе которого ритмичный кач корпусом, включает резкие фиксированные движения руками, прыжки, poping и locking.

Нижний брейк или breaking - это силовой вариант брейка, когда все основные элементы выполняются на полу. Вариантами нижнего брейка являются: (1) стайл (style) - как правило начинается с сольного выхода и короткой импровизации, за которыми следуют забежки, работа ногами (foot work) и различные фризы (freezes) и флайи (flars), то есть стойки, поддержки и опоры на руках и голове в движении с расставленными в стороны ногами. (2) пауэр-трикс (power tricks) - комбинации различных несложных фризов и трюков, а также: поп-локинг (pop locking) - прыжки на колени, э-твист (air twist), трэк (track) и др. (3) пауэр-мув (power move) - состоит из наиболее сложных и зрелищных элементов: геликоптер или "гелик" (helicopter) - вращение ногами при опоре на руки, ветряная мельница или "ветряк" (windmill) - то же, что и геликоптер, хэдспин или "башка" (headspin) - вращение на голове, бэкспин (backspin) - вращение на спине, фул-бэк или полу-бэк (full back) - прыжок на руки с прогибом, тартл или "черепашка" (turtle), "свеча" (ninety nine), мачмилз или "бочка" (much mills), "промокашка" (super man), различные свипсы (swipes), и др.  источник http://spline.ifmo.ru/2010/subita93/index.php?page=breakdance

 

 

Элементы брейк данса

Ниже описаны многие элементы брейк данса:

Flare/Delasal — в русском: флай — вращение ног по кругу, расставив уголком, поочерёдно меняя руки.

Windmill — в русском: гелик (от Helicopter) — Вращение на полу с широко расставленными ногами. Вращение происходит за счёт маховых движений ног. Переход через спину должен происходить через район лопаток, чтобы снизить вероятность повреждения позвоночника. После перехода с лопаток голова упирается в пол, рука упирается в пресс для возможности произвести следующий заход. Существуют разновидности этого элемента, один из которых заключается в установке положения рук за спиной и, как следствие, после перехода со спины руки не задействованы.

Munchmill — в русском: бочка — похожа на гелик, но переворачивание происходит прыжком при помощи толчка ногами, которые скрещены и прижаты к груди.

Headspin — вращение на голове — вращение происходит с помощью рук. Положение ног при этом может быть разным. Наиболее распространённое — с раздвинутыми ногами и согнутыми в тупой (или прямой) угол. Часто выполняется в сочетании с «геликом» и завершается каким-либо элементом (чаще всего в виде одной выпрямленной ноги и второй, проставленной поперёк колена, наподобие перевёрнутой «4»).

1999/ninety-nine — в русском: свеча — вращение на прямой руке, есть много вариантов расположения ног и второй руки.

2000\two-thousand — также называют свечой, но это вращение на двух руках. Также множество вариантов для ног.

Swipe — вращение тела на 180 градусов вокруг горизонтальной оси с отталкиванием от пола одной или двумя ногами и сменой опорной руки. Ключевые особенности этого элемента заключаются в сильном вымахе ноги или ног с одновременным скручиванием тела. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не кистей.

Turtle — в русскоязычном варианте: черепашка — Горизонтальное вращение тела на согнутых руках, которые упираются локтями в пресс. Вращение заключается в перетаскивании тела с одного локтя, который упирается в определённую часть пресса (правую или левую), на другой опорный локоть с одновременным направлением тела в сторону движения

Air Flare — один из самых сложных элементов. Движением рук, он очень схож с элементом Swipe, но главная особенность заключается в том, что ноги не входят в контакт с полом, они постоянно совершают маховые движения по окружности в воздухе, тем самым давая поддерживать тело в положении, близком к горизонтальному. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не прямых рук.

Cricket — элемент, который очень схож с элементом Turtle. В этом элементе вместо переноса центра тяжести тела с одного локтя на другой используется только одна рука, вторая же является направляющей. Первая рука делает толчок, и за счёт этого тело подпрыгивает. В этот момент кисть первой руки разворачивается и ставится на пол после чего вторая рука, упёршись в пол, прокручивает тело. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в использовании только одной руки для толчка и для прокручивания тела.

Sixsteps — на русский переводится как Шесть Шагов. Называется он так, потому что состоит из шести движений ног. Руки в данном элементе являются опорой. Происходит перемещение ног в разном положении, к тому же, переставляя ноги, их два раза надо скрещивать. В итоге получатся круговые пробежки ногами по полу.

Backspin — кручение на спине на 360 и более градусов с широко раставленными или скрещёнными ногами. Схож с Windmill прокрутом на лопатках.

Flare — (по-русски «флай») элемент схож с гимнастическим элементом «даласалом», то есть вращением на коне, только в этом случае на полу и с расставленными ногами.

Baby freeze — фриз, схожий с Turtle, но без вращения. В отличие от Turtle, голова опущена и одно колено держится на локте, разновидности: open baby freeze, close baby freeze, baby gun

Air baby freeze — стояние на чуть согнутой в локте руке с поставленным на локоть коленом.

Air Chair — фриз, локоть упирается трицепсом в тазобедренную часть, ноги вместе и на себя, тело разворачивается как можно сильнее к полу, чтобы казалось, будто бибой стоит спиной к земле.

Drill — Один из видов хедспина, ноги выпрямляются вверх скрещены между собой, руки прижаты к плечам, или расставлены, но не касаются пола. B-boy быстро вращается, стоя на одной-только голове.

Halo — Элемент схожий с Baby freeze, но при этом движении бибой прокручивает голову в сторону потом встаёт на Baby freeze и снова «jackhammer» — элемент схожий с Cricket, но прыжки совершаются на одной руке.